Правительство РФ разработало ТРЕБОВАНИЯ К ПРАВИЛАМ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫМ НОТАРИУСАМИ.
Правила внутреннего контроля для Нотариусов должны разрабатываться и утверждаться следующими категориями специалистов и организаций:
Представители юридической сферы (согласно Постановлению №1188):
Нотариус
Индивидуальный предприниматель в сфере юридических услуг (ИП)
Все перечисленные (и другие) категории обязаны соблюдать требования статьи 7.1 Федерального закона №115-ФЗ ПОД ФТ«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Правила внутреннего контроля как для , так и для нотариусов, направлены на предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения. В организациях, оказывающих услуги, связанные с денежными операциями или имуществом, внедрение мер по 115-ФЗ является необходимым и обоснованным.
ПВК для Нотариусов должны быть разработаны и утверждены до начала проведения операций с денежными средствами или имуществом. Нотариусы создают единые правила для каждого вида своей деятельности.
Крайне важно, чтобы правила приводились в соответствие с действующим законодательством не позднее одного месяца после его вступления в силу.
Контроль за соответствием правил осуществляют нотариусы, юристы, доверительные собственники, руководители организаций и индивидуальные предприниматели.
Правила оформляются на бумажном носителе или в виде электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью.
Допускается хранение правил как на бумажном носителе, так и в форме электронного образа.
Правила внутреннего контроля, как для нотариусов, так и для других организаций, должны включать обязательные программы:
Организация системы внутреннего контроля,
Идентификация клиентов,
Изучение клиента,
Оценка рисков,
Выявление подозрительных операций,
Замораживание (блокирование) средств,
Подготовка и обучение персонала,
Проверка системы внутреннего контроля,
Хранение информации.
1. Требование программы организации системы внутреннего контроля
Включает порядок назначения специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля.
ОТМЕТИМ, что специальное должностное лицо назначается из числа сотрудников, соответствующих квалификационным требованиям. Нотариус и другие могут назначить себя сами СДЛ
2. Специальноеолжностное лицо обязано:
Описать систему внутреннего контроля.
Определить порядок внесения изменений в правила внутреннего контроля.
Соблюдать законодательство, вести отчетность согласовано в отношении прописанных правил внутреннего контроля
3. Требование в программе идентификации:
установление сведений о клиенте и подтверждение их достоверности.
выявление и идентификацию бенефициарных владельцев.
проверку на причастность к экстремистской деятельности и терроризму.
определить принадлежности к иностранным и российским публичным должностным лицам.
прописать оценку степени риска и отнесение клиента к группе риска.
4. В программе изучения клиента отражается:
Проведение мероприятий для получения информации о клиенте.
Определение деловой репутации клиента на основе общедоступной информации.
5. В программе оценки степени риска отражается информация:
Методика оценки степени риска при приеме на обслуживание.
Порядок пересмотра группы риска в ходе обслуживания.
Применение мер противодействия легализации доходов с учетом группы риска.
Порядок управления рисками и документального фиксирования результатов.
Оценка возможности использования новых услуг и программно-технических средств для легализации доходов.
Оценка рисков осуществляется как при приеме клиента на обслуживание, так и в процессе его обслуживания. Риски анализируются по следующим категориям: страны, клиенты, продукты и услуги. Нотариусы и другие специалисты могут также определять дополнительные категории рисков.
Клиенты подразделяются на группы риска: высокая, средняя и низкая степень риска. Решение о присвоении клиенту той или иной группы риска принимается на основе анализа информации о клиенте и его операциях.
Мониторинг и пересмотр группы риска
Постоянный мониторинг группы риска осуществляется для клиентов с длящимся характером отношений.
Пересмотр группы риска возможен при выявлении новых факторов риска.
Управление рисками
Программа выявления операций включает:
Признаки необычных операций
Нотариусы и другие специалисты могут включать дополнительные признаки, разработанные самостоятельно. Нотариусы, доверительные собственники и другие лица фиксируют операции, имеющие признаки подозрительных, путем составления внутреннего сообщения. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа международного личного фонда, фиксирует сведения в документе, определяемом правилами внутреннего контроля.
Форма внутреннего сообщения
Нотариусы и другие лица самостоятельно разрабатывают форму внутреннего сообщения. Сообщение включает содержание операции, сведения о клиенте, сотруднике и другие данные.Сообщение может составляться различными лицами, включая , нотариусов и сотрудников организаций.
Передача внутреннего сообщения
Лицо, составившее сообщение, передает его специальному должностному лицу. Специальное должностное лицо передает сообщение руководителю организации или уполномоченному лицу.
Программа выявления операций
Программа предусматривает изучение оснований и целей операций.
Программа включает дополнительные меры по изучению операций, такие как получение объяснений от клиента.
Программа предусматривает принятие решений о дополнительных мерах и информирование Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Программа замораживания (блокирования)
Программа включает проверку клиентов на причастность к экстремистской деятельности.
Программа предусматривает меры по замораживанию денежных средств и имущества.
Программа включает информирование организаций и физических лиц о мерах и взаимодействие с ними.
Разрабатывается в соответствии с законодательством РФ. Включает обучение и проверку системы внутреннего контроля
Программа проверки системы внутреннего контроля
Обеспечивает контроль за соблюдением законодательства о противодействии легализации доходов. Включает регулярные внутренние проверки и представление отчетов
Порядок проведения внутренних проверок
Проводятся, нотариусами и другими лицами
Могут проводиться самостоятельно или специальным должностным лицом
В случае отсутствия сотрудников, проверки фиксируются в установленном порядке
Использование информации об оценке рисков
Программа хранения информации
Пвк хранятся нотариусом в течении (в том числе и ом и других субъектов статьи 7.1) не менее 5 лет
Включает документы о клиенте, сделках и финансовых операциях
Конфиденциальность информации
Правила внутреннего контроля обеспечивают конфиденциальность информации
Меры принимаются в соответствии с законодательством РФ
Памятка взята с гарант.ру
Памятка информирует о правах и обязанностях субъектов статьи 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ), а именно - нотариусов;
В случаях, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
услуга с недвижимым имуществом;
управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
Правила внутреннего контроля разрабатываются в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Утверждение ПВК осуществляется следующими лицами:
Нотариусами
Индивидуальными предпринимателями, оказывающими юридические услуги
Отметим, оказание услуги бухгалтерский учет, юридический, либо лицо оказывающие такие услуги, также обязаны соблюдать 115-фз.
До момента утверждения специфических требований к ПВК для субъектов, указанных в статье 7.1, следует применять стандарты, установленные для организаций, работающих с денежными средствами и иным имуществом, а также для индивидуальных предпринимателей. Эти требования регламентируются постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 №667.
Основные нарушения и их последствия:
1. Базовые нарушения:
Отсутствие разработанных правил внутреннего контроля (ПВК)
Отсутствие назначенного ответственного лица
Непроведение идентификации клиентов
Отсутствие актуализации информации о клиентах
Размер штрафа: 50 000 - 100 000 рублей
3. Серьезные нарушения:
Отсутствие сверки с перечнем террористов и экстремистов
3. Критические нарушения:
Допущенная легализация преступных доходов
Финансирование терроризма из-за несоблюдения требований ФЗ-115
Размер штрафа: 500 000 - 1 000 000 рублей
Важно отметить, что размер штрафа напрямую зависит от тяжести нарушения и его последствий для финансовой безопасности государства.
1. Антиотмывочные процедуры:
Нотариусы должны проверять действительность долговых обязательств при совершении исполнительных надписей и удостоверении медиативных соглашений.
Для подтверждения реальности сделки нотариус вправе запросить банковский документ, подтверждающий передачу денег заемщику.
Нотариусы могут отказать в проведении операций, если есть подозрения в легализации преступных доходов.
При наличии обоснованных сомнений нотариус вправе заморозить (заблокировать) деньги и ценные бумаги клиента, принятые на депозит.
4. Информирование Росфинмониторинга:
Нотариусы обязаны отвечать на запросы Росфинмониторинга и самостоятельно направлять информацию о подозрительных операциях.
Уведомление об отказе в проведении нотариального действия должно быть направлено в Росфинмониторинг в течение трех рабочих дней.
5. Идентификация клиентов и оценка рисков:
Нотариусы должны тщательно проверять личность клиентов и оценивать риски, связанные с ними, по категориям: страны, клиенты, продукты и услуги.
Клиенты классифицируются по степени риска: высокая, средняя и низкая.
6. Хранение и оформление правил:
Правила внутреннего контроля могут быть оформлены на бумажном носителе или в виде электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью.
Допускается хранение правил как на бумажном носителе, так и в форме электронного образа.
7. Автоматизация процессов:
Эти меры направлены на предотвращение использования нотариальных действий для незаконных схем и обеспечение соблюдения законодательства по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.