ФЗ-115 о противодействии легализации отмыванию - про что он простыми словами

Государство активно работает над защитой экономики от незаконного оборота капитала, введя специальный правовой механизм - Федеральный закон №115-ФЗ. Простыми словами, федеральный закон 115-ФЗ, известный как “антиотмывочный”, устанавливает строгие требования к контролю финансовых операций. Его главная цель - предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем.


115 ФЗ в чем суть?

Федеральный закон №115-ФЗ, принятый в июле 2001 года, регулирует важнейший аспект современной экономики — борьбу с легализацией доходов, полученных преступным путём, и финансированием терроризма. Название звучит сложно, однако смысл закона прост: он препятствует использованию криминальных денег в официальных каналах и предотвращает финансирование террористов.


Основной задачей закона является выявление, отслеживание и пресечение попыток превратить незаконные деньги в законную собственность. Этим занимаются специальные подразделения банков, брокеров, страховых компаний и иных финансовых учреждений.


Кто попадает под сферу действия закона?

ФЗ 115 о противодействии легализации распространяется на следующие организации:

  • Финансовые институты (банк).
  • НФО(МКК,КПК и другие).
  • не НФО,(Нотариусы, Адвокаты, Аудиторы, Юридические конторы, Бухгалтеры (ИП и самозанятые), Агентства недвижимости, Лизинговые компании, Факторинговые фирмы, Операторы платежей).


Перечень организаций, которые относятся к НФО и не НФО, указан в статьях 5 и 7.1 Федерального закона №115-ФЗ.


Любая крупная денежная операция должна сопровождаться обязательным подтверждением её легальности, иначе последуют негативные санкции.


ФЗ-115 о противодействии легализации отмыванию  

Что означает закон 115 ФЗ?

Главное оружие закона — контроль над финансовыми операциями. Любые банки, биржи, страховщики и другие участники рынка несут обязанность следить за клиентами и проверять каждую операцию на наличие риска участия в незаконных схемах.


Основное положение 115 ФЗ:


  • Обязанность финансовых институтов проводить проверку клиентов. Прежде чем совершить любую значительную финансовую операцию, банк или другое учреждение должно удостовериться в подлинности личности клиента и выяснить цели его операций.
  • Отчетность о подозрительных операциях. Финансовые организации обязаны передавать информацию о крупных операциях или действиях, вызывающих подозрения, в службу Росфинмониторинга.
  • Возможность блокировки подозрительных счетов. Банк может заморозить счёт физического или юридического лица, если есть основания подозревать попытку легализовать преступные доходы.


Эти меры помогают не допустить проникновения в российскую экономику криминальных средств и предотвратить финансирование террористической деятельности.


Банк 

При проведении операций банк обязан проводить финмониторинг, собирать и анализировать информацию о клиенте, его бизнесе и деятельности. Особое внимание уделяется операциям, которые могут вызывать подозрение в отношении 115-ФЗ ПОД/ФТ (противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма).


Банк должен запросить от бизнеса (клиента) предоставление необходимых документов, подтверждающих законность происхождения средств. Бизнес (клиент) должен предоставить документ, в котором запрашивается информация по средствам, это может быть налоговый отчет или другой документ, подтверждающий его деятельность или факт происхождения средств.


НФО и не НФО

При проведении операций организация обязана собирать и анализировать информацию о клиенте, его бизнесе и деятельности. В первую очередь стоит проводить идентификацию клиентов, а в случае выявления подозрительных сделок организации обязаны передавать информацию о подозрительных операция и проводить ряд действий по политике противодействия отмывания денег и финансирования терроризма.


115-ФЗ - что это для физических лиц?

Практически каждая крупная денежная операция проходит через фильтрацию, установленную 115-ФЗ. Когда вы покупаете жильё, машину или делаете крупный вклад в банке, будьте готовы предъявить доказательства легальности вашего заработка. В большинстве случаев никаких трудностей это не вызывает, если вы действуете открыто и честно.


Однако, если у банка возникнут сомнения в источнике происхождения средств, он может инициировать расследование и наложить временные ограничения на проведение операции.

 

Ответственность за нарушение закона

Любое юридическое или физическое лицо, которое нарушает нормы 115-ФЗ, рискует попасть под санкции, предусмотренные законодательством РФ. Нарушение закона может повлечь:

  • Штрафы;
  • Лишение свободы сроком до нескольких лет;
  • Запрет занимать руководящие должности;
  • Ограничение права заниматься предпринимательской деятельностью;
  • Конфискация имущества, приобретённого на преступные доходы;
  • Блокировка расчетного счета до выяснения обстоятельств.


Контроль над соблюдением законов осуществляет специальная государственная структура - Росфинмониторинг, которая оперативно расследует случаи подозрительного движения средств.

Разработка Правил Внутреннего Контроля
ПОД/ФТ

Заказать услугу
Стоимость от 4900 р.

Новое в "антиотмывочном" законе

В 2025 году в Федеральный закон №115-ФЗ вступил в силу ряд значительных изменений:

08.01.2025

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

п.2.1 дополнен

1.1) вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации об отмене приостановления запрета деятельности организации, включенной в единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими;

п.2.2 дополнен

1.1) вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о приостановлении запрета деятельности организации, включенной в единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими;

Изменение ПВК всех субъектов

05.02.2025

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

Федерального закона от 8 августа 2024 г. № 254-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

«Квалификационные требования к специальным должностным лицам не могут содержать ограничения по замещению данных должностей для лиц, привлекавшихся к административной ответственности за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не предусматривающие дисквалификацию таких лиц» исключить.

Для КПК:Специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, целевых правил внутреннего контроля кредитных потребительских кооперативах,  не может быть лицо, не соответствующее требованиям к деловой репутации, установленным в отношении данного лица федеральными законами, регулирующими деятельность указанных организаций.

Изменение ПВК

11.02.2025

Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 27 декабря 2024 г. № 357
"Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" принятых Межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма решений"

Обновлен порядок размещения на сайте Росфинмониторинга решений, принятых Межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма.

Это связано с тем, что "антиотмывочные" требования в части применения и отмены мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, информирования уполномоченного органа о принятых мерах распространены на аудиторские организации и индивидуальных аудиторов, и лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты (в т. ч. на участников майнинг-пула).

Решения будут размещаться в личных кабинетах субъектов.

Изменений не требуется

22.02.2025

Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2021 г. N 569
"Об утверждении Правил передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"документ утратил силу

На смену Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2025 г. N 131 «Об утверждении Правил передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда (кроме наследственного фонда), в том числе международного личного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, лицами, осуществляющими майнинг цифровой валюты (в том числе участниками майнинг-пула), лицами, организующими деятельность майнинг-пула, нотариусами, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами и направления Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов указанным лицам»

Передача информации для субъектов ст.7.1 по новым правилам
 

Обновлен порядок предоставления в РФМ информации в "антиотмывочных" целях. Это обусловлена внесением изменений в 115-ФЗ. В частности, теперь он также распространяется на лиц, занимающихся майнингом цифровой валюты. В новом постановлении прописаны также правила направления сведений по запросу РФМ. Прежний порядок утратил силу.

 

Вступает в силу 22.02.25

Изменения для субъектов ст. 7.1

30.05.2025

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 122-ФЗ
"О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 10 Федерального закона "О национальной платежной системе"

Упрощенная идентификация клиента - физического лица может быть проведена при осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента - физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, на сумму, не превышающую 100 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей,

Для организаций, осуществляющих перевод денежных средств по поручению клиента - физического лица без открытия банковского счета

01.06.2025

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. N 522-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Под финансированием экстремистской деятельности будет пониматься предоставление или сбор средств либо оказание финуслуг, заведомо предназначенных для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности, признаваемых таковыми по УК РФ, либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации.

Изменится перечень оснований для включения физлиц в перечень тех, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремизму или терроризму.

Будут скорректированы обязанности финкомпаний. Они уже частично связаны с реализуемыми в настоящее время и будут касаться предоставления информации о финансовых операциях проверяемых лиц по запросу Росфинмониторинга.

Будут уточнены права лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремизму, в отношении операций с денежными средствами. Ранее было установлено, что они могут совершать операции для получения и расходования зарплаты в размере, не превышающем 10 000 руб. в месяц на каждого члена семьи. Решено убрать это ограничение по сумме. Операции можно будет совершать в пределах размеров, установленных Правительством РФ по согласованию с Банком России.

Изменение ПВК для всех субъектов

05.07.2025

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

Федеральный закон от 24 июня 2025 г. N 162-ФЗ
"О внесении изменений в статью 7.4 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

Предусмотрена блокировка денег и другого имущества компаний и граждан при наличии достаточных оснований подозревать их причастность к диверсионной деятельности, в том числе к финансированию диверсии.

Изменение ПВК для всех субъектов

11.07.2025

Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу
от 23 апреля 2025 г. N 74
"Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиентов (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев"

Утратил силу Приказ РФМ 100

Утверждены новые требования к идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев. Теперь они касаются в т. ч. лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты (в т. ч. участников майнинг-пула). При этом действие требований не распространяется на лиц, регулирование, контроль и надзор за которыми осуществляет Банк России.

В предусмотренных "антиотмывочным" законом случаях организации вправе поручать другим организациям, осуществляющим операции с деньгами или иным имуществом, проведение идентификации, а также обновление информации о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.

Исключены требования к хранению досье клиента.

КРОМЕ НФО

20.08.2025

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

Федеральный закон от 21 апреля 2025 г. N 88-ФЗ
"О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

Приняты поправки, направленные на сокращение нелегального оборота драгоценных металлов и камней.

В сферу обязательного контроля включены следующие операции на сумму от 1 млн руб.:

- зачисление и списание денег по счетам юрлиц и ИП, занимающихся куплей-продажей драгоценных металлов и камней, ювелирных и других изделий из них, лома;

- покупка и продажа физлицом инвестиционных драгметаллов, монет из драгметаллов и обработанных природных алмазов;

- покупка и продажа ИП или юрлицом драгметаллов в слитках, монет из драгметаллов и обработанных природных алмазов.

Получение физлицом денег по чеку на предъявителя от нерезидента и внесение гражданином в уставный (складочный) капитал организации наличных денег на сумму от 1 млн руб. выведены из-под обязательного контроля.

Для сектора ДМДК

 

Контролирующие органы стремятся обеспечить безопасность нашего общего экономического пространства, препятствуя проникновению нелегальных денег.


Федеральный закон 115-ФЗ о противодействии легализации доходов преследует благородную цель - искоренение преступных элементов из экономической среды. Честным гражданам бояться нечего, наоборот, понимание механизма функционирования этого инструмента укрепляет уверенность в соблюдении законов и правильном порядке управления средствами.


Соблюдение основных положений закона - залог безопасного существования и процветающего будущего для всей страны.