Государство активно работает над защитой экономики от незаконного оборота капитала, введя специальный правовой механизм - Федеральный закон №115-ФЗ. Простыми словами, федеральный закон 115-ФЗ, известный как “антиотмывочный”, устанавливает строгие требования к контролю финансовых операций. Его главная цель - предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем.
Федеральный закон №115-ФЗ, принятый в июле 2001 года, регулирует важнейший аспект современной экономики — борьбу с легализацией доходов, полученных преступным путём, и финансированием терроризма. Название звучит сложно, однако смысл закона прост: он препятствует использованию криминальных денег в официальных каналах и предотвращает финансирование террористов.
Основной задачей закона является выявление, отслеживание и пресечение попыток превратить незаконные деньги в законную собственность. Этим занимаются специальные подразделения банков, брокеров, страховых компаний и иных финансовых учреждений.
ФЗ 115 о противодействии легализации распространяется на следующие организации:
Перечень организаций, которые относятся к НФО и не НФО, указан в статьях 5 и 7.1 Федерального закона №115-ФЗ.
Любая крупная денежная операция должна сопровождаться обязательным подтверждением её легальности, иначе последуют негативные санкции.
Главное оружие закона — контроль над финансовыми операциями. Любые банки, биржи, страховщики и другие участники рынка несут обязанность следить за клиентами и проверять каждую операцию на наличие риска участия в незаконных схемах.
Основное положение 115 ФЗ:
Эти меры помогают не допустить проникновения в российскую экономику криминальных средств и предотвратить финансирование террористической деятельности.
При проведении операций банк обязан проводить финмониторинг, собирать и анализировать информацию о клиенте, его бизнесе и деятельности. Особое внимание уделяется операциям, которые могут вызывать подозрение в отношении 115-ФЗ ПОД/ФТ (противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма).
Банк должен запросить от бизнеса (клиента) предоставление необходимых документов, подтверждающих законность происхождения средств. Бизнес (клиент) должен предоставить документ, в котором запрашивается информация по средствам, это может быть налоговый отчет или другой документ, подтверждающий его деятельность или факт происхождения средств.
При проведении операций организация обязана собирать и анализировать информацию о клиенте, его бизнесе и деятельности. В первую очередь стоит проводить идентификацию клиентов, а в случае выявления подозрительных сделок организации обязаны передавать информацию о подозрительных операция и проводить ряд действий по политике противодействия отмывания денег и финансирования терроризма.
Практически каждая крупная денежная операция проходит через фильтрацию, установленную 115-ФЗ. Когда вы покупаете жильё, машину или делаете крупный вклад в банке, будьте готовы предъявить доказательства легальности вашего заработка. В большинстве случаев никаких трудностей это не вызывает, если вы действуете открыто и честно.
Однако, если у банка возникнут сомнения в источнике происхождения средств, он может инициировать расследование и наложить временные ограничения на проведение операции.
Любое юридическое или физическое лицо, которое нарушает нормы 115-ФЗ, рискует попасть под санкции, предусмотренные законодательством РФ. Нарушение закона может повлечь:
Контроль над соблюдением законов осуществляет специальная государственная структура - Росфинмониторинг, которая оперативно расследует случаи подозрительного движения средств.
|
08.01.2025 |
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ |
п.2.1 дополнен 1.1) вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации об отмене приостановления запрета деятельности организации, включенной в единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими; п.2.2 дополнен 1.1) вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о приостановлении запрета деятельности организации, включенной в единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими; |
Изменение ПВК всех субъектов |
|
05.02.2025 |
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ
Федерального закона от 8 августа 2024 г. № 254-ФЗ
|
«Квалификационные требования к специальным должностным лицам не могут содержать ограничения по замещению данных должностей для лиц, привлекавшихся к административной ответственности за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не предусматривающие дисквалификацию таких лиц» исключить. Для КПК:Специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, целевых правил внутреннего контроля кредитных потребительских кооперативах, не может быть лицо, не соответствующее требованиям к деловой репутации, установленным в отношении данного лица федеральными законами, регулирующими деятельность указанных организаций. |
Изменение ПВК |
|
11.02.2025 |
Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 27 декабря 2024 г. № 357 |
Обновлен порядок размещения на сайте Росфинмониторинга решений, принятых Межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма. Это связано с тем, что "антиотмывочные" требования в части применения и отмены мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, информирования уполномоченного органа о принятых мерах распространены на аудиторские организации и индивидуальных аудиторов, и лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты (в т. ч. на участников майнинг-пула). Решения будут размещаться в личных кабинетах субъектов. |
Изменений не требуется |
|
22.02.2025 |
Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2021 г. N 569
На смену Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2025 г. N 131 «Об утверждении Правил передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда (кроме наследственного фонда), в том числе международного личного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, лицами, осуществляющими майнинг цифровой валюты (в том числе участниками майнинг-пула), лицами, организующими деятельность майнинг-пула, нотариусами, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами и направления Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов указанным лицам» |
Передача информации для субъектов ст.7.1 по новым правилам Обновлен порядок предоставления в РФМ информации в "антиотмывочных" целях. Это обусловлена внесением изменений в 115-ФЗ. В частности, теперь он также распространяется на лиц, занимающихся майнингом цифровой валюты. В новом постановлении прописаны также правила направления сведений по запросу РФМ. Прежний порядок утратил силу.
Вступает в силу 22.02.25
|
Изменения для субъектов ст. 7.1 |
|
30.05.2025 |
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ
Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 122-ФЗ |
Упрощенная идентификация клиента - физического лица может быть проведена при осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента - физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, на сумму, не превышающую 100 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей, |
Для организаций, осуществляющих перевод денежных средств по поручению клиента - физического лица без открытия банковского счета |
|
01.06.2025 |
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ
Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. N 522-ФЗ |
Под финансированием экстремистской деятельности будет пониматься предоставление или сбор средств либо оказание финуслуг, заведомо предназначенных для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности, признаваемых таковыми по УК РФ, либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации. Изменится перечень оснований для включения физлиц в перечень тех, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремизму или терроризму. Будут скорректированы обязанности финкомпаний. Они уже частично связаны с реализуемыми в настоящее время и будут касаться предоставления информации о финансовых операциях проверяемых лиц по запросу Росфинмониторинга. Будут уточнены права лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремизму, в отношении операций с денежными средствами. Ранее было установлено, что они могут совершать операции для получения и расходования зарплаты в размере, не превышающем 10 000 руб. в месяц на каждого члена семьи. Решено убрать это ограничение по сумме. Операции можно будет совершать в пределах размеров, установленных Правительством РФ по согласованию с Банком России.
|
Изменение ПВК для всех субъектов |
|
05.07.2025 |
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ
Федеральный закон от 24 июня 2025 г. N 162-ФЗ |
Предусмотрена блокировка денег и другого имущества компаний и граждан при наличии достаточных оснований подозревать их причастность к диверсионной деятельности, в том числе к финансированию диверсии. |
Изменение ПВК для всех субъектов |
|
11.07.2025 |
Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу |
Утратил силу Приказ РФМ 100 Утверждены новые требования к идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев. Теперь они касаются в т. ч. лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты (в т. ч. участников майнинг-пула). При этом действие требований не распространяется на лиц, регулирование, контроль и надзор за которыми осуществляет Банк России. В предусмотренных "антиотмывочным" законом случаях организации вправе поручать другим организациям, осуществляющим операции с деньгами или иным имуществом, проведение идентификации, а также обновление информации о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах. Исключены требования к хранению досье клиента.
|
КРОМЕ НФО |
|
20.08.2025 |
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ
Федеральный закон от 21 апреля 2025 г. N 88-ФЗ |
Приняты поправки, направленные на сокращение нелегального оборота драгоценных металлов и камней. В сферу обязательного контроля включены следующие операции на сумму от 1 млн руб.: - зачисление и списание денег по счетам юрлиц и ИП, занимающихся куплей-продажей драгоценных металлов и камней, ювелирных и других изделий из них, лома; - покупка и продажа физлицом инвестиционных драгметаллов, монет из драгметаллов и обработанных природных алмазов; - покупка и продажа ИП или юрлицом драгметаллов в слитках, монет из драгметаллов и обработанных природных алмазов. Получение физлицом денег по чеку на предъявителя от нерезидента и внесение гражданином в уставный (складочный) капитал организации наличных денег на сумму от 1 млн руб. выведены из-под обязательного контроля.
|
Для сектора ДМДК |
Контролирующие органы стремятся обеспечить безопасность нашего общего экономического пространства, препятствуя проникновению нелегальных денег.
Федеральный закон 115-ФЗ о противодействии легализации доходов преследует благородную цель - искоренение преступных элементов из экономической среды. Честным гражданам бояться нечего, наоборот, понимание механизма функционирования этого инструмента укрепляет уверенность в соблюдении законов и правильном порядке управления средствами.
Соблюдение основных положений закона - залог безопасного существования и процветающего будущего для всей страны.