Согласно российскому законодательству, операторы по приёму платежей, операторы связи, организаторы азартных игр и другие юридические лица, указанные в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля. Такие правила обеспечивают надлежащее исполнение законодательства и снижают риски причастности организации к финансовым преступлениям.
Правила внутреннего контроля помогают юридическим лицам систематизировать мероприятия, направленные на предотвращение поступления незаконных денежных средств в экономику страны. Они представляют собой обязательный документ, определяющий процедуру выявления и пресечения подозрительных операций, а также механизм предоставления информации соответствующим контролирующим органам.
Основной целью разработки и утверждения правил является прописание порядка соблюдения 115-ФЗ, и норм работ в отношении 115-ФЗ юридических лиц.
Каждый документ, устанавливающий ПВК для организаций, должен содержать следующие элементы:
1. Порядок идентификации клиентов. Необходимо предусмотреть механизмы установления личности клиентов, определения статуса юридического лица, наличия международных ограничений, проверочных мероприятий по бенефициарам компаний-контрагентов.
2. Оценка риска клиентов. Следует установить критерии классификации клиентов по уровню риска, учитывать частоту, сумму и характер совершаемых ими операций.
3. Обнаружение признаков подозрительной деятельности. Нужно чётко прописать признаки, свидетельствующие о возможном нарушении законодательства, а также последовательность действий сотрудников при обнаружении такой ситуации.
4. Информирование правоохранительных органов. Правила обязательно содержат алгоритм уведомления Росфинмониторинга о совершённых операциях с признаком отмывания доходов или финансирования терроризма.
5. Внутренний контроль за исполнением сотрудниками установленных процедур. Включается процедура регулярного внутреннего контроля качества исполнения установленных требований, проведение проверок, тестирование автоматических систем.
6. Учет и хранение данных. Фиксируются сроки и способы хранения информации обо всех выполненных мероприятиях, документах и взаимодействиях с клиентами.
Помимо кредитных учреждений, правилами внутреннего контроля обязаны разработать все субъекты определенные Росфинмониторингом. Перечислим некоторые из них:
Правила должны учитывать отраслевые особенности и характер деятельности конкретной организации. Например, ПВК операторов связи акцентируют внимание на проверках контрагента и обеспечении информационной безопасности персональных данных клиентов, тогда как для организаторов азартных игр ключевыми становятся мероприятия по контролю объемов поступающих денежных средств и выводу выигранных сумм.
Инструменты ПВК включают разнообразные методы анализа рисков и контроля за соблюдением законодательства:
Использование современных информационно-коммуникационных технологий помогает упростить процессы внутреннего контроля и повысить качество услуг.
Отсутствие разработанных и действующих ПВК может привести к серьезным последствиям для организаций, нарушивших законодательство:
Поэтому крайне важно ответственно подойти к разработке и поддержанию ПВК, учитывая актуальные изменения в регулировании и практику судебных разбирательств.
Оформите заявку и наши специалисты свяжутся и проконсультируют вас об оказании услуги по открытию и ведению ПВК вашей компании. Обеспечьте соответствие требованиям 115-ФЗ и укрепите безопасность своих бизнес-процессов.
Правильно выстроенная система внутреннего контроля является залогом стабильной и безопасной работы любого субъекта предпринимательской деятельности, подлежащего действию Закона № 115-ФЗ. Следование установленным нормам и постоянное совершенствование процедур позволят минимизировать риски привлечения к юридической ответственности и обеспечат доверие со стороны регуляторов и общественности.