Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» определяет круг лиц и организаций, обязанных соблюдать требования по борьбе с отмыванием денег и финансированием террористической деятельности. Таких лиц ещё называют субъекты 115-ФЗ.
Согласно действующему законодательству, к числу субъектов относятся следующие категории юридических и физических лиц:
Кредитные учреждения (банки).
Профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, управляющие компании).
Страховые компании.
Ломбарды.
Организации, оказывающие юридические услуги.
Компании, занимающиеся бухгалтерским сопровождением бизнеса.
Юридические фирмы, осуществляющие нотариальные операции.
Казино и игорные заведения.
Лизинговые компании.
Организаторы лотерей и тотализаторов.
Микрофинансовые организации.
Онлайн-платформы электронных платежей.
Некоторые виды иных коммерческих компаний, осуществляющих расчеты денежными средствами и ценными активами.
Перечень субъектов 115-ФЗ достаточно широк и охватывает практически весь спектр финансово-экономической деятельности, поскольку именно они находятся на первой линии взаимодействия с денежными потоками населения и предприятий.
Чтобы эффективно предотвратить использование криминальных схем и снизить риски финансирования террористических актов, организации несут целый ряд обязательств перед государством и клиентами. Субъекты 115-ФЗ обязаны:
Проводить идентификацию клиентов. Первым шагом является тщательная проверка личности каждого клиента, начиная со сбора базовых паспортных данных и заканчивая установлением реальных владельцев бизнеса (бенефициаров). Акцент делается на источники происхождения средств и экономический смысл совершаемых операций.
Регистрировать личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Для подачи отчетности о крупных или подозрительных операциях предусмотрена регистрация специального аккаунта на официальном портале Федеральной службы по финансовому мониторингу. Этот кабинет позволяет оперативно взаимодействовать с органами контроля и быстро передавать необходимую информацию.
Разработать внутренние регламенты и назначить специалиста по комплаенс-контролю (СДЛ). Каждой организации необходимо разработать внутренние процедуры и назначить сотрудника, несущего ответственность за контроль исполнения нормативных требований (специалиста по противодействию легализации доходов). Именно этот специалист занимается обработкой запросов органов надзора и следит за соблюдением внутреннего порядка.
Оцеванить риск совершения клиентами операций в целях ПОД/ФТ. Все финансовые операции подвергаются регулярной оценке степени риска на предмет связи с нелегальной деятельностью. Чем выше вероятность неправомерного использования счета, тем строже будут проверки и ограничения.
Выявлять и информировать Росфинмониторинг о подозрительных операциях. Любые операции, показавшиеся сомнительными, требуют немедленного уведомления государственных органов. Нарушение сроков подачи уведомлений может привести к серьезным штрафам и другим санкциям.
Замораживать денежные средства и иное имущество. По решению суда или органа Росфинмониторинга возможно временное ограничение доступа к средствам клиента. Данная процедура выполняется исключительно в рамках законных оснований и требует предоставления соответствующей документации в контролирующие органы.
Фиксировать сведения о клиенте и работать с архивом. Вся информация о клиентах должна храниться надлежащим образом и быть доступна для проверки надзорными инстанциями. За утечку или утрату важных данных предусмотрены значительные штрафы.
Обеспечивать конфиденциальность информации. Передача персональных данных третьих лиц возможна только в установленном порядке и исключительно государственным структурам, уполномоченным вести борьбу с правонарушениями в указанной сфере.
Повышать квалификацию сотрудников. Постоянное обновление знаний работников по правилам мониторинга подозрительных операций и обращения с конфиденциальной информацией становится обязательным условием эффективной защиты своей организации от возможных правонарушений.
Организации субъекты 115-ФЗ, включенные в сферу регулирования закона, должны чётко следовать установленным нормам и порядкам по следующим причинам:
1. Укрепление правовой и экономической безопасности.
2. Защита прав потребителей и клиентов.
3. Минимизация негативных последствий для бизнеса.
4. Создание прозрачной бизнес-среды.
5. Соответствие международным стандартам.
6. Предотвращение коррупционных проявлений.
Игнорирование требований 115-ФЗ организациями, являющимися его субъектами, может повлечь за собой серьезные правовые и экономические последствия:
Штрафы и административные санкции.
Потеря права заниматься профессиональной деятельностью, аннулирование лицензий.
Уголовная ответственность руководителей и сотрудников.
Репутационные потери и ущерб бизнесу.
Ограничение доступа к рынкам капиталов и иностранным инвестициям.
Соблюдение обозначенных выше обязанностей существенно снижает риски злоупотребления банковскими услугами и помогает обеспечить безопасность отечественной экономики. Поэтому соблюдение всех правовых положений должно стать приоритетом для любого лица, попавшего в сферу действия «антиотмывочного» закона. Субъекты 115-ФЗ обязаны ответственно подходить к выполнению поставленных перед ними задач.