Как осуществлять мониторинг подозрительных операций

Нормы закона

Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» - это основной документ, регулирующий деятельность по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма в России. Закон действует с 7 августа 2001 года и часто называется «антиотмывочным законом».


Закон направлен на решение двух ключевых задач:


  • Отслеживание и предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем.

  • Противодействие финансированию терроризма и экстремистской деятельности.

 

Как осуществлять мониторинг подозрительных операций


Финансовый мониторинг

Финансовый мониторинг подозрительных операций является ключевым инструментом в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Своевременное выявление подозрительных операций позволяет предотвратить незаконные финансовые потоки и защитить экономику от преступных элементов.


Осуществление финансового мониторинга регулируется нормами Закона № 115-ФЗ и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативно-правовыми актами Правительства РФ, Центрального банка РФ и Федеральной службы по финансовому мониторингу.


Целью финансового мониторинга является предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма, экстремистской деятельности и финансированием распространения оружия массового уничтожения.


Субъекты финансового мониторинга (организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом)перечислены в Статье 5 и Статье 7.1 Закона № 115-ФЗ. 

 


Меры финансового мониторинга

Основные меры по реализации финансового мониторинга в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона № 115-ФЗ:


  • организация и осуществление внутреннего контроля;

  • обязательный контроль;

  • запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах ПОД/ФТ.

 


Внутренний контроль

Субъекты финансового мониторинга должны утвердить правила внутреннего контроля и назначить специальных должностных лиц, ответственных за их реализацию (п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).


В рамках осуществления внутреннего контроля субъекты финансового мониторинга:


  • проводят идентификацию клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев;

  • изучают клиентов и оценивают риск совершения клиентами операций в целях ОД/ФТ;

  • выявляют операции, подлежащие контролю, в том числе операции (сделки), подлежащие обязательному контролю в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 6 и п. 1 ст. 7.5 Закона № 115-ФЗ; необычные операции (сделки), в отношении которых возникают подозрения, что они совершаются в целях ОД/ФТ;

  • замораживают (блокируют) денежные средства или иное имущество;

  • приостанавливают операции с денежными средствами;

  • отказывают в совершении операции;

  • хранят полученную информацию, обеспечивают ее конфиденциальность;

  • проводят обучение сотрудников);

  • информируют в установленном порядке о принятых в рамках проведения финансового мониторинга мерах Росфинмониторинг.


Если в результате реализации мер внутреннего контроля возникают подозрения в том, что операции могут осуществляться в целях ОД/ФТ, и в отношении которых субъектом Закона № 115 принято решение о направлении информации в Росфинмониторинг, к таким операциям применяется термин "подозрительные операции".

Разработка Правил Внутреннего Контроля
ПОД/ФТ

Заказать услугу
Стоимость от 4900 р.


Оценка степени риска

Субъектами финансового мониторинга проводится оценка степени (уровня) риска совершения клиентами подозрительных операций и отнесение клиентов к группам риска совершения подозрительных операций (Информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2019 № 59 "О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями").


Программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций, связанных с ОД/ФТ, включает в себя:


1. Методику оценки и присвоения клиенту степени (уровня) риска до приема на обслуживание клиента и в ходе его обслуживания:

  • страновые риски (риски, связанные со странами и отдельными географическими территориями);
  • клиент-риски (риски, связанные клиентами);

  • операционные риски (риски, связанные с продуктами, услугами, операциями или каналами поставок).


2. Структуру степеней (уровней) риска (например, высокий, повышенный, умеренный, низкий);


3. Порядок присвоения степени (уровня) риска и пересмотр присвоенного риска.


Компания обязана разработать меры по управлению рисками ОД/ФТ является частью превентивных мер, обеспечивающих минимизацию риска вовлечения субъекта Закона № 115 и его сотрудников в совершение подозрительных операций.


Субъектам финансового мониторинга рекомендуется информировать Росфинмониторинг об актуальных рисках ОД/ФТ, имеющихся в их деятельности не реже одного раза в год или по мере выявления новых рисков ОД/ФТ.


Указанную информацию рекомендуется направлять в электронной форме через Личный кабинет субъекта первичного финансового мониторинга на портале Росфинмониторинга (раздел – «Риски ОД/ФТ» / «Исходящие»).


При этом в отчет о рисках ОД/ФТ целесообразно включить следующую информацию:


  1. перечень выявляемых рисков, с присвоенной им степенью (уровнем);

  2. обоснование присвоения выявляемым рискам соответствующих уровней риска;

  3. описание применяемых мер по управлению рисками;

  4. описание проблем, возникающих при выявлении соответствующих рисков,

  5. иная значимая информация, полученная в результате мониторинга подозрительных операций.


Деятельность субъекта финансового мониторинга в целях определения рисков ОД/ФТ и выявления подозрительных операций является одним из ключевых мероприятий, направленных на ПОД/ФТ/ЭД/ФРОМУ.


И если в ходе финансового мониторинга допущены нарушения, то ответственные за его проведение организации (индивидуальные предприниматели) и их должностные лица подлежат привлечению к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством (в частности, ст. 15.27, ч. 2 ст. 15.27.1 КоАП РФ).

 

Как осуществлять мониторинг подозрительных операций 


Действия при обнаружении подозрительной операции

Финансовый мониторинг является ключевым инструментом в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Своевременное выявление подозрительных операций позволяет предотвратить незаконные финансовые потоки и защитить экономику от преступных элементов.

 

Подозрительные операции подлежат финансовому мониторингу. При выявлении подозрительной операции необходимо:


  1. Зафиксировать все параметры операции.

  2. Провести углубленный анализ.

  3. Составить внутреннее сообщение.

  4. При необходимости направить информацию в Росфинмониторинг.

  5. Принять меры по минимизации рисков.

 


Профилактика и обучение

 Эффективный мониторинг требует:


  • Регулярного обучения персонала.

  • Обновления методик анализа.

  • Совершенствования технических средств.

  • Развития международного сотрудничества.


При мониторинге необходимо:


  • Своевременно реагировать на уведомления системы.

  • Проверка индекс-оценки Росфинмониторинга.

  • Предоставлять пояснения при обнаружении нарушений.

  • Вести учет всех операций и документов.

  • Соблюдать сроки предоставления отчетности.