Организация проверок в сфере ПОД/ФТ
Многие организации из числа обязанных исполнять требования законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее по тексту – ПОД/ФТ), заинтересованы в том, чтобы снизить свои риски быть подвергнутыми проверке со стороны надзорных органов. Давайте попробуем посмотреть, как это можно сделать и минимизировать возможность прихода к вам проверки.
Начнем, наверное, с не очень хорошей новости. Установленный постановлением Правительства РФ от 08.09.2021 №1520 мораторий на проверки в 2022 году организаций и ИП, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, не распространяется на планирование и проведение проверок в сфере ПОД/ФТ. Да и положения Федерального закона №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на них также не распространяются.
Это означает, что о планируемой к приходу к вам проверке вы можете неожиданно для вас узнать от самого проверяющего просто по факту его прихода, который предоставит вам всего несколько дней для подготовки необходимых ему документов. Планы проверок в сфере ПОД/ФТ на сайтах региональных прокуратур, да и самих уполномоченных ведомств не публикуются, узнать об этом заблаговременно у вас не получится.
Но есть и хорошая новость – с 4 марта 2022 года вступило в силу единое для всех государственных органов постановление Правительства РФ от 19 февраля 2022 г. №219 "Об утверждении Положения о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения". В нем детально прописано, когда должны проводиться проверочные мероприятия, а когда в отношении вас должны ограничиться проведением профилактической работы – позвонить, написать, каким-либо иным образом известить, что в вашей работе есть определенные недостатки с точки зрения исполнения законодательства.
По новому постановлению Правительства проверка – это самая крайняя мера, которую может использовать государственный орган, когда все остальные рычаги воздействия на вас он уже использовал. Есть правда одно «но» - данное постановление не распространяется на проверки, проводимые Банком России в отношении некредитных финансовых организаций.
На самом деле государственные органы уже давно при планировании проверочной деятельности руководствуются так называемым риск-ориентированным надзором, и Банк России здесь не исключение. Суть его достаточно проста – проверке подвергаются те организации, в отношении которых есть достаточные основания полагать, что они допускают значительные нарушения, дабы не распылять силы и средства государственных органов.
Росфинмониторингом активно предоставляется обратная связь подотчетным организациям, а также ряду иных субъектов, указанных в ст.5 и ст.7.1 Федерального закона №115-ФЗ. В их Личных кабинетах размещена риск-оценка организации/ИП – то, как их видит надзорный орган с точки зрения соблюдения требований законодательства. Среди организаций данная оценка получила прозвища «ромашка», «шестиугольник». Смысл ее заключается в следующем – чем больше ее сегментов имеют цвета отличные от зеленого, тем выше вероятность прихода с проверкой госоргана. И наоборот, чем эта оценка зеленее, тем ниже возможность проведения проверочных мероприятий. К сожалению, до настоящего момента возможность посмотреть свою риск-оценку доступна не всем субъектам применения законодательства. Но нет оснований думать, что Росфинмониторинг, являющийся уполномоченным органом в сфере ПОД/ФТ, не доводит эту информацию до сведения иных надзорных органов: Банка России, Пробирной палаты, Роскомонадзора, Федеральной налоговой службы, которые используют полученные сведения для планирования проверок.
Исходя из вышеизложенного давайте посмотрим, по каким же шести критериям оценивает Росфинмониторинг организации:
1. Организация внутреннего контроля – загружены ли в Личный кабинет Правила внутреннего контроля, приказ о назначении специального должностного лица, отчеты о результатах внутреннего контроля;
2. Представление сообщений – своевременно ли отправляются отчеты в Росфинмониторинг, как об операциях, подлежащих обязательному контролю, так и о необычных и подозрительных операциях;
3. Работа с Перечнем – скачиваете ли или просматриваете ли вы актуальные Перечни экстремистов и террористов, направляете ли ежеквартальные отчеты по сверке своих клиентов с Перечнями;
4. Устранение нарушений – исправили ли вы недочеты в случае проведения в отношении вас ранее проверки;
5. Обучение ПОД ФТ – есть ли в распоряжении Росфинмониторинга сведения о прохождении вашими сотрудниками целевого инструктажа;
6. Добровольное сотрудничество – заполняете ли вы Вопросники, загружаете ли иные документы, например, внутренние документы об обучении.
При тщательном подходе к работе в Личном кабинете и соблюдению вышеуказанных рекомендаций вы вполне вправе надеяться, что специалисты надзорных органов вас не посетят.
Научно-Практический Центр Финансового Мониторинга