Организация ПОД/ФТ НФО
Давайте для начала разберемся, кто относится к некредитным финансовым организациям. Определение таковых приведено в ст.76.1 Федерального закона №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации». Но далеко не все из указанных в ней обязаны исполнять требования законодательства о противодействии легализации доходов, полученным, преступным путем, и финансированию терроризма (далее ПОД/ФТ). К организациям, на которых данный закон распространяет свое действие, относятся:
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры;
- ломбарды;
- управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
- кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
- микрофинансовые организации;
- общества взаимного страхования;
- негосударственные пенсионные фонды в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению;
- операторы финансовых платформ;
- операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторы обмена цифровых финансовых активов.
Как видно список организаций весьма обширен, каждый из представленных видов бизнеса регулируется отдельными нормами законодательства, а вот перечень обязанностей по исполнению требований законодательства ПОД/ФТ весьма схож и тезисно заключается в следующем.
Первое, что необходимо сделать – открыть Личный кабинет на Портале Росфинмониторинга. Почему Росфинмониторинг называет свой сайт порталом доподлинно неизвестно, но оставим это на его совести. Открыть Личный кабинет несложно: заходим на сайт, в правом верхнем углу стартовой страницы кликаем на соответствующую ссылку и далее выбираем удобный нам вариант регистрации. Не забывайте о том, что наличие Личного кабинета без оформления электронно-цифровой подписи теряет смысл, так как для всего последующего взаимодействия с Росфинмониторингом она является необходимой.
Во-вторых, вам необходимо разработать и утвердить правила внутреннего контроля – основного документа организации, в котором указано как, когда и в какие сроки вы исполняете различные процедуры, обязательность которых возложена на вас законодательством. Здесь начинаются некоторые различия в содержании правил внутреннего контроля в зависимости от осуществляемого вами вида деятельности. С уверенностью можно сказать о том, что чем бы вы не занимались, объем ваших правил внутреннего контроля (по нашей практике) будет не менее 120-130 листов, содержать от 15 до 18 различных программ внутреннего контроля и предусматривать около 15-20 приложений, регламентирующих внутренние документы, которые вы будете заполнять для правильного исполнения требований законодательства.
Сложность разработки правил внутреннего контроля также заключается в том, что необходимо постоянно вносить в них изменения, вслед за меняющимся законодательством, а оно одно из самых динамичных в Российской Федерации (только летом 2022 года в основной закон – 115-ФЗ трижды вносились изменения, которые требуют доработки правил).
В-третьих, в вашей организации должно быть назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля. Банком России для них установлены соответствующие требования к их квалификации. Здесь регулятором сделано некоторое послабление, предусматривающее разные требования к крупным и средним предприятиям, и субъектам малого и микро бизнеса. Так, если вы относитесь к первым, то вам придется найти сотрудника с высшим образованием и солидным опытом работы в сфере ПОД/ФТ, а если ко вторым – то образование допустимо будет и средним, а опыт работы может ограничиваться одним годом. Подробнее о данных требованиях прописано в Указании Банка России от 05.12.2014 №3470-У.
И специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, и иных сотрудников организации необходимо постоянно обучать. Сроки обучения и перечень сотрудников также разнятся и зависят от вида деятельности, который осуществляет ваша организация. Подробно это регламентировано указанием Банка России от 05.12.2014 №3471-У. Кстати, нашей организацией осуществляется обучение ПОД ФТ для всех видов НФО с привлечением ведущих экспертов-практиков в сфере ПОД/ФТ, как непосредственно из надзорных органов, так и непосредственно из крупнейших ведущих некредитных финансовых организаций.
В-четвертых, необходимо детально документировать все процессы осуществления внутреннего контроля в вашей компании на случай проверки Центробанком или органами прокуратуры. Указанных процессов много, это и правильная идентификация клиентов организации, и внутренний аудит исполнения требований законодательства, и документальное фиксирование информации, и правильно оформленное проведенное обучение и т.д.
В-пятых, существуют различные отчетные формы взаимодействия с надзорными органами по вопросам исполнения ПОД/ФТ. Прежде всего – это ежеквартальные отчеты в Росфинмониторинг о проверке своих клиентов на наличие в Перечнях экстремистов и террористов, а также лиц, причастных к финансированию распространения оружия массового уничтожения. Даже если клиентов из указанных Перечней на обслуживании в вашей организации в отчетном периоде не было (к счастью!), как не было и самих клиентов (к сожалению!), это не освобождает вас от обязанности отчитаться перед Росфинмониторингом, пускай и в виде «нулевого» отчета. Также существует обязанность направления сообщений в Росфинмониторинг об операциях, подлежащих обязательному контролю, на сумму, превышающую 1 млн. рублей, например о выданном беспроцентном займе, или иных операциях, исчерпывающий перечень которых содержится в ст.6 Федерального закона №115-ФЗ. Но и это еще не все! Положением Банка России от 15.12.2014 №445-П установлены критерии и признаки необычных сделок, при выявлении которых вы также обязаны уведомлять Росфинмониторинг об их совершении. Учитывая сжатые сроки на формирование и направление отчета в госорган данная работа должна проводиться на постоянной основе, в противном случае весьма велики риски привлечения к ответственности.
Говоря о последней стоит отметить, что наиболее тяжелой санкцией, конечно после уголовной ответственности за легализацию, является отзыв лицензии, что прямо предусмотрено полномочиями Банка России. Следом идут различные штрафы, указанные в ст.15.27 КоАП РФ. Их спектр широк, начинается с предупреждения и заканчивается штрафом в размере 1 млн. рублей в зависимости от состава допущенного административного правонарушения. Также следует отметить, что благодаря этим различным составам, прописанным в ст.15.27 КоАП РФ, нередки случаи возбуждения сразу нескольких дел по итогам одной проверки, причем как в отношении юридического, так и в отношении должностных лиц.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что соблюдение законодательства о ПОД/ФТ с учетом его сложности, постоянного изменения, лакун в правоприменении, различной судебной практикой по похожим кейсам, создает значимые риски практически для любой организации.
Научно-Практический Центр Финансового Мониторинга