Организация ПОД/ФТ для Ювелиров и ИП

Организация ПОД/ФТ в ювелирной отрасли

Организации ювелирной отрасли согласно имеющейся статистике являются самыми многочисленными субъектами, которые обязаны соблюдать законодательство о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Вопреки расхожему представлению, что подобных организаций не так уж и много, не стоит забывать, что при производстве практически любого технически сложного изделия в той или иной степени используются драгоценные металлы или химические изделия, их содержащие.

   Надзор за организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, осуществляет Федеральная пробирная палата, созданная на правах федеральной службы относительно недавно – в октябре 2019 года. До этого надзорный орган функционировал в виде федерального казенного учреждения, что соответственно предполагало меньший статус и меньшие полномочия. Созданная федеральная служба получила обширные права в части проведения самостоятельных проверок и привлечения к административной ответственности за нарушения антиотмывочного законодательства.

   Давайте разберемся, какие на настоящий момент требования предъявляются Федеральной пробирной палатой к своим поднадзорным субъектам в части соблюдения законодательства о противодействии легализации преступных доходов.

   

Первое что необходимо сделать – получить доступ к Личном кабинету на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу. Сделать это несложно, достаточно посетить сайт fedsfm.ru, на стартовой странице найти раздел «Личный кабинет» и далее следовать инструкции по регистрации.

 

Вторым этапом станет разработка Правил внутреннего контроля – основного документа организации (ИП), устанавливающего каким образом вы исполняете законодательство о ПОД/ФТ внутри организации. Документ сложный и большой. По нашему опыту содержит около 120-140 страниц, которые включают в себя 12 обязательных к исполнению программ и около 15 приложений, регламентирующих форму отчетных документов, которые вам придется составлять внутри организации, чтобы в последующем продемонстрировать проверяющим, что законы вы исполняете.

Не забывайте, необходимо постоянно мониторить изменения законодательства, чтобы вовремя внести правки в свои правила внутреннего контроля. Чрезвычайно трудозатратная работа, так как только в течение 2022 года правила внутреннего контроля нуждались в правке в соответствие с 5 изменениями, внесенными в Федеральный закон №115-ФЗ, а также в иные подзаконные акты.

 

Третий этап – назначение в организации (у ИП) специального должностного лица, ответственного за реализацию внутреннего контроля. Данное лицо должно состоять в штате организации, быть несудимым и соответствовать квалификационным требованиям в части наличия высшего юридического/экономического образования или опыта работы в сфере ПОД/ФТ в течение 2-ух лет (можно подтвердить трудовой книжкой, гражданско-правовыми договорами), а также пройти обучение ПОД ФТ в форме целевого инструктажа в аккредитованных организациях (например у нас!). В последующем данное должностное лицо обязано повышать квалификацию в указанных образовательных организациях каждые три года.

 

Четвертый этап – непосредственно постоянное исполнение Правил внутреннего контроля: мероприятия, направленные на правильное оформление проведенной идентификации клиентов; документальное фиксирование информации; проведение внутренних проверок; обучение сотрудников и т.д., с одновременным письменным оформлением результатов данной работы.

 

Пятое – направление отчетности в Федеральную службу по финансовому мониторингу. Форм отчетности несколько:

ü Ежеквартальный отчет по сверке своих клиентов с Перечнем экстремистов и террористов. Не стоит забывать, что даже если в квартале у вас не возникало необходимости идентификации своих клиентов – отчет, пускай даже «нулевой», вы отправить должны;

ü Сообщения об операциях, подлежащих контролю. К ним относятся операции, совершаемые с клиентами, на сумму свыше 1 млн. рублей, операции с лицами из различных Перечней, размещенных на сайте Росфинмониторинга, а также подозрительные и необычные операции.

Объективно говоря, все вышеперечисленное безусловно заслуживает отдельного и подробного обсуждения, поскольку разъяснить в статье все нюансы организации внутреннего контроля у компаний, работающих в ювелирном секторе, практически невозможно, уж слишком много здесь подводных камней.

За неисполнение требований антиотмывочного законодательства предусмотрена административная ответственность, прописанная в ст.15.27 КоАП РФ. Статья содержит несколько частей, регламентирующих различные составы в случае нарушения той или иной нормы. В целом изучение судебной практики показывает исключительность случаев отсутствия нарушений, выявляемых в ходе проверок надзорным органом и органами прокуратуры. Минимальное наказание начинается с такой санкции, как вынесение предупреждения, а заканчивается штрафом в размере 1 млн. рублей, например, в случае неисполнения предписания об устранении выявленных нарушений.

Научно-Практический Центр Финансового Мониторинга