Как организовать ПОД/ФТ в агентствах недвижимости

Организация ПОД/ФТ в агентствах недвижимости и ИП риэлторов

Законодательство о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в России одно из самых динамично меняющихся. Неудивительно, что даже профессионалы в данной области нередко путаются в сроках возложения тех или иных обязанностей, способах и сроках их исполнения. Особенно часто в последнее время изменялись требования, предъявляемые к риэлторскому бизнесу. Попробуем систематизировать, какие же обязанности предъявляются к агентствам недвижимости на настоящий момент.

Прежде всего, Федеральный закон №115-ФЗ «О противодействии легализации…» распространяет свое действие как на компании, зарегистрированные в качестве юридических лиц, так и на индивидуальных предпринимателей, самозанятые к субъектам его применения не относятся. Судебная практика позволяет органам прокуратуры, а также надзорным органам признавать компанию риэлтором не только на основании заявленного при регистрации ОКВЭД, но и по факту наличия заключенных договоров и даже рекламы, распространяемой как в СМИ, так и в Интернете.

Итак, если вы риэлтор, то первое, что необходимо – встать на учет в территориальном органе Росфинмониторинга по месту вашей регистрации (если вы ИП) или регистрации вашей компании. Сделать это можно как посредством портала госуслуг, так и направив карту постановки на учет в бумажном виде по адресу территориального управления.

В карте постановки на учет необходимо указание о назначенном вами должностном лице, в обязанности которого будет входить организация соблюдения законодательства в вашей компании. Назначить вы можете как своего сотрудника, так и себя лично, главное, чтобы данный сотрудник соответствовал квалификационным требованиям, установленным постановлением правительства РФ от 29.05.2014 №492, а именно: имел высшее юридическое или экономическое образование и до момента назначения на должность прошел обучение ПОД ФТ в форме целевого инструктажа в специально уполномоченных организациях (это можно сделать у нас!). Нет лица с таким образованием – подойдет любой сотрудник с опытом работы в сфере противодействия легализации не менее двух лет, также прошедший целевой инструктаж. Подтвердить такой опыт работы можно записью в трудовой книжке или, например, имеющимися договорами на оказание соответствующих услуг. В случае если вы индивидуальный предприниматель, то все несколько проще – образования или опыта работы не нужно, главное – пройти упомянутое обучение.

Важно! Назначенный вами сотрудник обязательно должен быть в штате организации, допустимо когда он трудится по совместительству и замещает лишь часть от имеющейся ставки. Времена, когда было возможно назначить должностное лицо по гражданско-правовому договору, остались позади (информационное письмо Росфинмониторинга от 20.09.2021 №63).

Следующим этапом является необходимость разработки правил внутреннего контроля – основного документа, в котором детально расписывается порядок исполнения требований данного законодательства в вашей организации. Документ сложный и очень объемный. По нашему опыту оказания помощи в подготовке правил – в среднем объем текста составляет около 120 страниц при наборе 12 шрифтом. Всего правила внутреннего контроля должны содержать 12 детально прописанных программ и включают в себя 15-17 приложений в зависимости от специфики осуществляемой деятельности и оказываемых услуг. Данные программы зачастую требуют оформления дополнительных внутренних документов и составления отчетов по их реализации.

Мало разработать и утвердить правила внутреннего контроля, необходимо следить, чтобы они постоянно соответствовали требованиям действующего законодательства, что, пожалуй, является самым сложным. Только летом 2022 года трижды вступали изменения в Федеральный закон №115-ФЗ, требующие приведения правил внутреннего контроля в соответствие с ними, а ведь еще вступали в силу изменения и в подзаконные акты (постановление правительства РФ №667, приказ Росфинмониторинга №100).

Все вышесказанное относится к формальному исполнению требований законодательства – это процессы, которые должны реализовываться риэлторами по умолчанию.

Но не стоит забывать и об обязательных формах отчетности, которые надлежит отправлять предпринимателям в Росфинмониторинг. Прежде всего это ежеквартальный отчет о сверке своих клиентов с Перечнем экстремистов и террористов, размещенном в Личном кабинете на сайте Росфинмониторинга, который открывается при постановке компании на учет. Даже если в указанном периоде клиентов у вас не было – это не освобождает вас от обязанности направить «нулевой» отчет в государственный орган.

Также существует необходимость отчитываться о сопровождаемых сделках. В 2021 году риэлторов освободили от обязанностей представления в Росфинмониторинг сведений о договорах купли-продажи недвижимого имущества на сумму свыше 3 млн. рублей. Но с 14 июля 2022 года указанная обязанность введена вновь, при этом повышена пороговая сумма с которой необходимо направлять отчеты – до 5 млн. рублей. Подобная неразбериха с отменой норм и их введением вновь безусловно не способствует ясному пониманию риэлторского сообщества требований со стороны государства.

Помимо обязанностей по направлению сообщений свыше пороговой суммы от риэлторов также требуется выявление и направление сведения по так называемым «подозрительным и необычным» сделкам, для чего Росфинмониторингом разработаны соответствующие критерии оценки заключаемых договоров и признаки их подозрительности.

За неисполнение вышеуказанных процедур предусмотрена административная ответственность, которая установлена ст.15.27 КоАП РФ. В данной статье Кодекса сконцентрированы различные составы административных правонарушений, которые могут быть нарушены предпринимателями. Суммы административных штрафов разнятся, и вилка ответственности составляет от 10 000 рублей до 1 000 000 рублей в зависимости от тяжести допущенных нарушений. Негативным моментом является и тот факт, что индивидуальные предприниматели в соответствии с нормами КоАП РФ по данной статье несут ответственность как должностные лица, что подразумевает увеличенную сумму штрафных санкций.

Статистика проведенных проверок, публикуемая Росфинмониторингом на своем сайте, показывает, что мало кому из проверенных организаций удается исполнять требования законодательства в полном объеме. А ведь существуют еще и органы прокуратуры, которые, судя по информации с сайтов судебных органов, проводят кратно больше проверочных мероприятий.

Соблюдение законодательства о противодействии легализации представляется крайне трудоемким процессом, влекущим повышенные риски привлечения к административной ответственности.