ПВК для МКК и КПК, СКПК

Правила внутреннего контроля являются неотъемлемой частью деятельности микрокредитных компаний (МКК), кредитных потребительских кооперативов (КПК) и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК). Они направлены на обеспечение соответствия деятельности организации нормам законодательства, в частности Федеральному закону № 115-ФЗ от 7 августа 2001 г., регулирующему противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.


Особенности внутреннего контроля в рамках 115-ФЗ

Основные цели регулирования внутренней деятельности МКК, КПК и СКПК заключаются в обеспечении защиты финансов, минимизации риска мошенничества и предотвращения вовлечения организации в противоправные схемы. Контроль строится на принципах надежности и четкости процедуры обработки заявок, строгого учета денежных потоков и своевременного информирования государственных структур о подозрительных операциях.


Федеральный закон № 115-ФЗ устанавливает обязательность разработки правил внутреннего контроля (ПВК) и системы мер, направленных на предотвращение и выявление подозрительных операций. Данные правила определяют порядок работы с идентификацией, мониторинга сделок и отчетности перед уполномоченными органами.


ПВК для МКК и КПК, СКПК

Требования к ПВК


1. Идентификация клиентов. МКК, КПК и СКПК обязаны идентифицировать каждого клиента при заключении договора займа либо открытии счета. 


Для идентификации используются следующие данные:


  • паспорт гражданина Российской Федерации,
  • сведения о месте жительства/регистрации,
  • ИНН,
  • контактные данные.


При работе с юридическими лицами дополнительно запрашиваются уставные документы, свидетельства о регистрации юридического лица и информация о бенефициарах владельцев бизнеса.


2. Мониторинг сделок. Организация обязана проводить мониторинг всех финансовых операций клиентов. Особое внимание уделяется крупным сделкам, а также операциям, связанным с наличными денежными средствами, ценными бумагами и движимым имуществом.


Мониторинг включает в себя проверку наличия признаков сомнительности сделки, таких как отсутствие экономического смысла операции, использование подставных лиц или наличие связей с террористическими организациями.


3. Отчетность перед государственными органами. Существует несколько видов отчетности: квартальная и при выявлении подозрительных операций. При выявлении подозрительной сделки организация обязана направить отчет в Росфинмониторинг в течение трех рабочих дней с момента выявления такой операции. Формы отчетности утверждаются Банком России и содержат подробное описание транзакций, участников сделки и основания подозрения.


4. Контроль качества. Для эффективного функционирования системы внутреннего контроля необходимо регулярное проведение внутренних проверок соблюдения требований Федерального закона № 115-ФЗ. Проверка осуществляется независимыми подразделениями или привлечёнными специалистами. Результаты проверки документируются и направляются руководству организации для принятия необходимых решений.


Практические рекомендации по разработке ПВК

Разработка ПВК должна учитывать специфику деятельности каждой организации индивидуально и полностью соответствовать 115-ФЗ.


Рекомендации включают следующее:


  • назначение специального должностного лица, на которого будет возложена ответственность за реализацию ПВК (контроля); или создание отдельного подразделения,  а также привлечение сторонних специалистов для проведения регулярных проверок;
  • обучение сотрудников основам борьбы с отмыванием денег и финансирования терроризма;
  • внедрение автоматизированных систем мониторинга и анализаторов рисков.

Разработка Правил Внутреннего Контроля
ПОД/ФТ

Заказать услугу
Стоимость от 4900 р.

Опытные специалисты нашей компании могут помочь МКК, КПК и СКПК правильно оформить ПВК и всю сопутствующую документацию, полностью соблюдая нормативные требования. Обеспечим надежную поддержку в легализации и функционировании вашей платежной системы. 


Соблюдение ПВК является важным условием успешной деятельности любой финансовой организации. Разработка эффективных механизмов позволяет минимизировать риски нарушения законодательства и повысить доверие со стороны государства и клиентов. Эффективная система внутреннего контроля для МКК и КПК, СКПК требует значительных усилий и ресурсов, однако это вложение окупается снижением репутационных и правовых рисков, обеспечивая стабильное развитие бизнеса в долгосрочной перспективе.