Как подготовить ПВК по 115-ФЗ

Правила внутреннего контроля или ПВК — это главный внутренний документ, который запрашивает надзорный орган в первую очередь.

Регуляторами разработан целый ряд требований, предъявляемый к правилам внутреннего контроля.

Так в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 667 утверждены к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями ( статья 5 Федерального закона № 115-ФЗ, кроме НФО).

Руководитель организации и индивидуальный предприниматель обеспечивают контроль за соответствием правил внутреннего контроля законодательству РФ.

Подготовить ПВК следует в соответствии с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации доходов и финансированию терроризма в течение месяца после вступления в силу указанных актов.


absentminded-young-businessman-rummaging-papers-office-background.jpg

Как должны быть оформлены правила внутреннего контроля?

Правила внутреннего контроля (ПВК по 115-ФЗ) могут быть оформлены двумя способами:

1. На бумажном носителе

  • Документ подписывается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем

  • Ставится печать (если она имеется)


2. В электронном виде

  • Документ подписывается с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

  • Подходит для организаций и индивидуальных предпринимателей.

Оба варианта оформления имеют юридическую силу и являются равноправными. Выбор способа оформления зависит от предпочтений организации или предпринимателя, а также от наличия у них электронной подписи.


Требования к содержанию пвк.

ПВК должны включать 12 обязательных программ:


  1. программу организации внутреннего контроля;

  2. программа идентификации клиентов;

  3. программу оценки и управления рисками;

  4. программу выявления операций;

  5. программу документального фиксирования информации;

  6. программу по приостановлению операций;

  7. программу подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

  8. программа проверки осуществления внутреннего контроля;

  9. программу хранения информации;

  10. программу изучения клиента;

  11. программу по отказу;

  12. программу, регламентирующую порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Правила внутреннего контроля должны быть разработаны в соответствии с Федеральным законом и постановлениями Правительства РФ в отношении 115-ФЗ.

Правила внутреннего контроля должны включать требования к квалификации специальных должностных лиц, подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов и выгодоприобретателей.

Правила внутреннего контроля также должны содержать требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями и индивидуальными предпринимателями.

Правила внутреннего контроля включают требования к порядку хранения информации и документов, а также к обмену информацией между организациями.

Правила внутреннего контроля требуют идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев.

В ПВК идентификация должна учитывать степень риска совершения подозрительных операций.

В соответствии с правилами внутреннего контроля, организация должна:

-Внедрить  ключевые программы

-Назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию ПВК(СДЛ)

-Обеспечить конфиденциальность полученной информации

-Соблюдать установленные сроки и порядок:

пересмотра групп риска клиентов

применения мер противодействия

документального оформления


В ПВК обязательно должно быть расписано о назначении СДЛ, его квалификации и обучении.


Квалификация:

  • Наличие высшего экономического или юридического образования

  • Либо опыт работы от 2 лет на позиции, связанной с исполнением 115-ФЗ


Отсутствие:

  • Непогашенной судимости. В том числе за преступления против государственной власти


Профессиональная подготовка:

  • Обязательное прохождение специального обучения

  • Минимальная продолжительность курса - 8 часов

  • Обучение должно проводиться в учреждении с аккредитацией Росфинмониторинга

  • По окончании выдается специальное свидетельство


Важно: этот сотрудник будет нести ответственность за соблюдение всех требований ПВК, разработанных в компании, поэтому к его квалификации предъявляются повышенные требования.


still-life-documents-stack (1).jpg


Порядок работы и утверждение ,с ПВК , документами и журналами с которыми можете столкнуться по 115 ФЗ:

1.   ПВК по 115 ФЗ(Правила внутреннего контроля) - после   распечатывания  прошиваются  и  на  оборот  приклеивается наклейка с подписью и печатью.

2.   Приказ   о   назначении   ответственного   сотрудника   (СДЛ). Приказ издается один раз. Редактируется только при изменении СДЛ.   Если  издается   новая   редакция правил – приказ еще раз издавать не нужно.   Однако если меняется СДЛ и  назначается  новый  –  приказ  нужно  переиздать  ,   внести  данные   в  Личный  кабинет   и   заменить   карту   постановки   на   учет   в   Росфинмониторинге (направить в свое МРУ Росфинмониторинга уточненную кварту постановки на учет). Внести данные о новом СДЛ в Личный кабинет.

3.   Журнал   обучения   по   всем   формам. При   внесении   изменений   в   ПВК,   изменении   нормативной   базы, принятии   новых   работников   и   поручении   им   каких-либо   обязанностей   в сфере ПОД/ФРОМУ – необходимо проводить обучение (внутреннее,  его проводит СДЛ, перечень сотрудников должен быть определен в Приказе), и фиксировать в журнале. Целесообразно вписывать в журнал и обучения со Свидетельствами,  но  это не  обязательно,  в  таком случае  факт проведения обучения подтверждается собственно такими Свидетельствами. (МОЖЕТ   ВЕСТИСЬ   В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ, при необходимости – распечатывается.)

4.  Журнал   проверок   и   сверок   по   Перечню   террористов,   Перечню Межведомственного координационного органа по ПФТ, Сводному перечню Совета Безопасности ООН. (МОЖЕТ ВЕСТИСЬ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ, при необходимости – распечатывается.)

При выходе каждой новой редакции каждого перечня ВСЕХ клиентов (действующих) нужно  сверять  по каждой новой редакции каждого перечня и фиксировать   каждый  результат   каждой   сверки   в  Журнале  либо   в  Анкете каждого   клиента.   Перед   направлением   трехмесячного   сообщения   о результатах  проверки  данные также вносятся в Журнал.

У   субъектов, закон по 115 ФЗ,   указанных   в   ст.   7.1   (бухгалтеры,   юристы,   адвокаты, нотариусы, аудиторы) подобная обязанность (по направлению трехмесячных сообщений)  отсутствует.  Вместе   с   тем,  при  каждом обновлении  того  или иного Перечня необходимо провести  сверку  данных действующих клиентов  с данными фигурантов Перечня и зафиксировать результат в журнале.

5. Приказ об утверждении новой редакции ПВК

При внесении изменений в ПВКпо 115 фз необходимо утвердить их Приказом.

Помимо утверждения новой редакции ПВК при небольших изменениях их можно  внести   также  Приказом,   в   котором необходимо  указать,  например «что в связи со вступлением в силу с такого-то числа такого-то нормативного акта   пункты   такие   –   то  Правил   читать   в   такой-то   редакции,   такие   –   то исключить»   и   так   далее.   В   конце   необходимо   указать   –   «дату   издания настоящего   Приказа   считать   датой   утверждения   новой   редакции  Правил внутреннего контроля». В таком случае в Личный кабинет в качестве новой редакции  Правил  подгружается   такой  Приказ.  Однако   такой   способ   –   не рекомендуется. Для субъектов, указанных в статье 7.1 Закона № 115-ФЗ (для адвокатов,  нотариусов,  юристов,  бухгалтеров,   аудиторов  в  Постановлении

Правительства РФ № 1188 установлено запрещение на такой метод внесения изменений в ПВК – только новая редакция ПВК).

6. Журнал сообщений по проверке  с  Перечнем. 

МОЖЕТ ВЕСТИСЬ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ, при необходимости – распечатывается.

Форма предполагает, что в журнале  фиксируются   даты   размещения   в  Личном   кабинете   всех Перечней, даты скачиваний и проверок с ними клиентов. 

Подтверждает факт работы в Личном кабинете в данной части.

Наиболее часто запрашивается органами Прокуратуры при проведении проверок.  Фиксируются также факты направления трехмесячных сообщений о результатах проверок. У субъектов, указанных в ст. 7.1 Закона № 115-ФЗ подобный документ отсутствует в связи с   отсутствием   обязанности   по   направлению   в   уполномоченный   органтрехмесячных сообщений.

7. Журнал отказов.

МОЖЕТ ВЕСТИСЬ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ, при необходимости – распечатывается.

Меры   по   отказу   в   совершении   операции   клиента   –   редкость.   При применении таких мер данные об этом заносятся в Журнал, и от этом нужно во   вкладке   «Сообщения   и   отчеты»   не   позднее   следующего   за   днем применения  мер   направить   сообщение   в   Росфинмониторинг.   В  Правилах указано, что Журнал заводится при первом случае применения таких мер.

У субъектов, указанных в ст. 7.1 Закона № 115-ФЗ подобный документ отсутствует в связи с отсутствием обязанности по применению мер по отказу в совершении операции клиента.

8. Журнал   приостановлений. 

РЕДКОСТЬ.   МОЖЕТ   ВЕСТИСЬ   В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ, при необходимости – распечатывается.

Меры  по  приостановлению операции  клиента   –   также  редкость.  При применении таких мер данные об этом заносятся в Журнал, и от этом нужно во   вкладке   «Сообщения   и   отчеты»   незамедлительно   (в   тот   же   день)   - направить сообщение в Росфинмониторинг. В Правилах указано, что Журнал заводится при первом случае применения таких мер.

У субъектов, указанных в ст. 7.1 Закона № 115-ФЗ подобный документ отсутствует   в   связи   с   отсутствием   обязанности   по   применению   мер   поприостановлению операций.

9. Журнал   замораживания   (блокирования). 

РЕДКОСТЬ.   МОЖЕТ ВЕСТИСЬ   В   ЭЛЕКТРОННОМ   ВИДЕ,   при   необходимости   – распечатывается.

Меры   по   замораживанию   активов   клиента   –   редкость   (применяются только   в   случае   выявления   совпадений   данных   клиентов   с   данными фигурантов  Перечней   из  Личного   кабинета). 

При   применении   таких  мер данные об этом заносятся в Журнал, и от этом нужно во вкладке «Сообщения и отчеты» незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня, следующего за   днем   принятия   мер   по   замораживанию   (блокированию)   -   направить сообщение в Росфинмониторинг. В Правилах указано, что Журнал заводится при первом случае применения таких мер.

На  субъекты,   указанные   в   ст.   7.1   Закона  № 115-ФЗ,   обязанность   по применению мер по замораживанию (блокированию) также распространяется в соответствии с п. 1 статьи 7.1 приведенного Закона.

10. Журнал выплат при блокировании. 

РЕДКОСТЬ. МОЖЕТ ВЕСТИСЬ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ, при необходимости – распечатывается.

При применении мер по замораживанию активов клиент из Перечней может   обратиться   к   Вам   за   выплатами   за   счет   замороженного (заблокированного   имущества).   Такие   выплаты   осуществляются   через применение   процедур   приостановления   операций   клиентов   и   только   с фактического (молчаливого) разрешения Росфинмониторинга.

11. Журнал   направления   сообщений   в   Росфинмониторинг. 

МОЖЕТ ВЕСТИСЬ   В   ЭЛЕКТРОННОМ   ВИДЕ,   при   необходимости   – распечатывается.

Форма предполагает, что в  журнале  фиксируются  все  данные  обо  всех   (любых)  направленных сообщениях в Росфинмониторинг (обязательный контроль, подозрительные и т.д.,   за   исключением   трехмесячных   сообщений   о   результатах   проверки, которые фиксируются в отдельном Журнале).

На субъектов, указанных в ст. 7.1 Закона № 115-ФЗ распространяются в данной   части   только   обязанности   по   направлению   сообщений   о подозрительных   операциях   при   принятии   руководителем   либо   ИП соответствующего решения о необходимости направления такого сообщения –   то   есть   при   усмотрении   любой,   даже   гипотетической   направленности операции клиента на ОД/ФТ.

12. Акт проверки и сверки по Перечню.

Чтобы не фиксировать в каждой Анкете каждого клиента каждую его проверку (целесообразно фиксировать Актами и сверку) перед направлением каждого трехмесячного сообщения – фиксируйте это действие в Акте.

Целесообразно Актом фиксировать и результаты каждой сверки данных клиентов с данными фигурантов Перечней. У субъектов, указанных в ст. 7.1

Закона № 115-ФЗ, имеется только обязанность по проведению сверки данных клиентов (действующих) с каждой новой редакцией того или иного Перечня (с фиксированием в Журнале проверок) в связи с отсутствием обязанности по направлению в уполномоченный орган трехмесячных сообщений.

13. Акт проверки РПДЛ и ИПДЛ.

Целесообразно примерно раз в  три – четыре месяца составлять такой акт, фиксируя в нем то, что Вы всех своих клиентов проверяете на предмет выявления Публичных должностных лиц всех категорий и лиц, имеющих к ним   принадлежность,   родственников,   свойственников.   Первоначально опросным   методом   такие   лица   выявляются   на   стадии   «до   принятия   на обслуживание» клиента и результат фиксируется в Анкете клиента (либо в Досье для НФО). Это рекомендуемый к наличию документ.

Для субъектов, указанных в ст. 7.1 Закона достаточно один раз на этапе «до принятия на обслуживание» принять меры по выявлению таких лиц и зафиксировать полученные данные в Анкетах клиентов.

14. Лист ознакомления сотрудников с ПВК.

Приказ определяет круг сотрудников (по должностям), которые должны знакомиться   с  ПВК,   то   есть   любых   сотрудников,   которые   тем  или  иным способом задействованы в исполнении ПВК.

15.Отчет о проверке внутреннего контроля.

ВОЗМОЖНО ХРАНЕНИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ.

У   Вас   в   Правилах   указано,   что   при   заполнении  Отчета   во   вкладке «Организация   внутреннего   контроля»)   раз   в   полгода   (для   субъектов, указанных  в   ст.   7.1  Закона  –  раз   в   год)  –  допускается   его  отсутствие  на бумажном носителе. Для поднадзорных ЦБ такой опции в Личном кабинете нет, они раз в год данный отчет формируют на бумажном носителе или в форме электронного документа.

16. Приказ о сотрудниках по обучению.

В соответствующем Журнале фиксируются сотрудники,  определенные настоящим   Приказом   и   прошедшие   обучение   любого   рода.   В   Приказе целесообразно указать Руководителя, Главного бухгалтера (бухгалтера) (при наличии), Начальника юридического подразделения (юриста) (при наличии),

СДЛ и иных сотрудников,  любым образом задействованных в  реализации Правил   (при   наличии).   Соответственно,   все   проведенные   обучающие мероприятия заносятся в соответствующий Журнал.

17. Приказ о сотрудниках по ознакомлению с ПВК.

Сотрудники,   указанные   в   Приказе,   знакомятся   с   Правилами   под подпись.

18. Приказ   о   проведении   проверки   внутреннего   контроля.

Приказ к  изданию не обязателен,  но настоятельно рекомендован.  Для организаций и ИП, поднадзорных Пробирной Палате России – рекомендован настоятельно, запрашивается Пробирной Палатой при проведении проверок.

19. Приказ об утверждении форм журналов.

Приказ  определяет  формы Журналов,  которые  будут  вестись  в  целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, то есть указывает, в какой форме будут фиксироваться те или иные данные, факты и обстоятельства.

20. Журнал запросов Росфинмониторинга и налоговых органов. МОЖЕТ

ВЕСТИСЬ   В   ЭЛЕКТРОННОМ   ВИДЕ,   при   необходимости   – распечатывается.

Фактически   это   журнал   любых   запросов   и   проверок   по ПОД/ФТ/ФРОМУ (только в этой части).  Ведение Журнала рекомендовано, но не обязательно.

21. Должностная   инструкция   Ответственного   сотрудника   (СДЛ).

Несмотря на то, что фактически все права и обязанности СДЛ имеются в Правилах, кране целесообразно утвердить и издать такую инструкцию в виде отдельного   документа.   Правил   о   периодическом   пересмотре   или актуализации   Инструкции   в   настоящее   время   нет.   Надзорные   органы   и особенно Прокуратура могут подобный документ запросить.

22. Программа обучения.

Целесообразно пересматривать и дополнять раз в год – например – в конце   2025  года   на   2026  ,   вписывая   туда   новые   нормативные   и ненормативные акты, исключая устаревшие.

Правила внутреннего контроля (ПВК) по 115-ФЗ являются ключевым инструментом в системе противодействия легализации (отмывание) доходов и финансированию терроризма.

Самостоятельное использование шаблонных версий ПВК без учета специфики вашей организации может привести к серьезным последствиям при проверках надзорными органами.

Разработка ПВК по 115-ФЗ – сложная и ответственная задача, требующая профессионального подхода. Вот почему лучше доверить это специалистам.